Порядок замены лифтов
Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», оценку соответствия лифтового оборудования техническим требованиям к безопасной эксплуатации нужно проводить не реже раза в год. Для лифтового оборудования, как и для любого другого устанавливается период, в течение которого оно должно эксплуатироваться, данный параметр обычно фиксируется в техническом паспорте. Касаемо срока службы лифта в жилом доме, норматив отражен в п.5 ст. 4 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», в котором сказано, что при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатации. После окончания этого срока лифт нельзя использовать по назначению без проведения экспертизы его технического состояния. Делать это должна уполномоченная организация, аккредитованная на это вид деятельности. По итогам экспертизы составляется акт, в котором рекомендуется либо продлить работу лифта, либо модернизировать или заменить его. Информация об обследовании фиксируется в паспорте лифта. Решение о проведении работ по ремонту или замене лифта принимают собственники помещений на общем собрании. Инициатором общего собрания может выступить Управляющая организация или собственник помещения в доме (ст. 45 ЖК РФ). Для принятия положительного решения по этому вопросу требуется согласие не менее двух третей от общего количества голосов собственников жилых и нежилых помещений (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Подтвердив согласие на проведение работ, общее собрание собственников решает, какой источник финансирования будет использован:
1. Средства собственников, в этом случае собственники помещений МКД полностью оплачивают работы по замене лифта или его отдельных элементов.
2. Федеральная программа капитального ремонта. В этом случае расходы делятся между собственниками и федеральным бюджетом. В таком случае необходимо пройти комиссию, которая учитывает срок службы и состояние лифта, состояние МКД и сумму, которую могут предоставить жители дома.
3. Региональная программа замены лифтов. По этой программе в регионах-участниках проводятся работы по замене вышедших из строя подъёмников за счёт бюджетных средств.
После проведения работ по модернизации или замене лифтового оборудования, необходимо получить разрешение на ввод лифта в эксплуатацию (Акт ввода в эксплуатацию, от надзорных органов Ростехнадзора). Ввод лифта в эксплуатацию регламентируют два документа:
1.Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 01/2011);
2.Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743.
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» устанавливает следующее:
1. Перед вводом лифта в эксплуатацию должна быть проведена оценка соответствия смонтированного (модернизированного) на объекте лифта требованиям технического регламента в форме декларирования
• Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
• В качестве собственных доказательств используется протокол проверки функционирования лифта, после окончания монтажа лифта, паспорт, монтажный чертеж смонтированного лифта и проектная документация на установку лифта.
• В качестве доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) принимается Акт и Протокол полного технического освидетельствования, проведенного в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010.
2.Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза.
Правила устанавливают 2 схемы ввода лифта в эксплуатацию:
1. Ввод лифта в эксплуатацию в составе объектов капитального строительства.
Основанием для такой процедуры является получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Оформляется акт ввода в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Далее владелец в 10-дневный срок направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом осуществляется учет объектов в реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления направляет владельцу объекта информацию (письмо) с учетным номером объекта в соответствующем реестре. Согласно п. 14 Правил, сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет должны вносится в паспорт объектов.
2. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой или модернизации
Для ввода в эксплуатацию лифтов после замены или модернизации их обязательно должен принять надзорный орган. Согласно новым Правилам, порядок действий следующий:
- Владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию с указанием:
- реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС «Безопасность лифтов»;
- реквизитов полиса на обязательное страхование опасного объекта.
- к уведомлению прилагаются копии договоров (если они заключены) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу). - Представитель надзорного органа в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления выезжает на лифт для проведения контрольного осмотра. По результатам осмотра оформляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу лифта.
- По результатам контрольного осмотра уполномоченный орган принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию.
- В течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется Актом ввода в эксплуатацию в 2 экземплярах. Один экземпляр документа передается уполномоченному представителю владельца лифта.
- На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учет в соответствующем реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих направляет владельцу лифта письмо с указанием рег. номера.
Сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет владелец лифта должен внести в паспорт объекта.